Սեղմել Esc փակելու համար:
ПО ДЕЛУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОПРОСА СООТВЕ...
Քարտային տվյալներ

Տեսակ
Գործում է
Ընդունող մարմին
Ընդունման ամսաթիվ
Համար

Ստորագրման ամսաթիվ
ՈՒժի մեջ մտնելու ամսաթիվ
ՈՒժը կորցնելու ամսաթիվ
Ընդունման վայր
Սկզբնաղբյուր

Ժամանակագրական տարբերակ Փոփոխություն կատարող ակտ

Որոնում:
Բովանդակություն

Հղում իրավական ակտի ընտրված դրույթին X
irtek_logo
 

ПО ДЕЛУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОПРОСА СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ ...

 

 

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

 

Гор. Ереван 28 июля 2009 года

 

ПО ДЕЛУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОПРОСА СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ 2.1 СТАТЬИ 414.1 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНКИ СИЛЬВЫ АСАТРЯН

 

Конституционный Суд Республики Армения в составе Г. Арутюняна (председательствующий), К. Балаяна (докладчик), Г. Даниеляна, Ф. Тохяна, М. Топузяна, В. Оганесяна, Г. Назаряна, В. Погосяна,

i

 согласно пункту 1 статьи 100, пункту 6 статьи 101 Конституции РА, статьям 25, 38 и 69 Закона РА“О Конституционном Суде”,

 рассмотрел в открытом заседании по письменной процедуре дело “Об определении вопроса соответствия части 2.1 статьи 414.1 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения Конституции Республики Армения на основании заявления гражданки Сильвы Асатрян”.

 Поводом к рассмотрению дела явилось зарегистрированное 14.04.2009г. заявление гражданки Сильвы Асатрян в Конституционный Суд РА.

Изучив сообщение докладчика по делу, письменные объяснения стороны-заявителя и стороны-ответчика, исследовав Кодекс и иные имеющиеся в деле документы, Конституционный Суд Республики Армения УСТАНОВИЛ:

 

1. Уголовно-процессуальный кодекс РА принят Национальным Собранием РА 1 июля 1998 года, подписан Президентом Республики Армения 1 сентября 1998 года и вступил в силу с 12 января 1999 года.

Статья 414.1. Кодекса, озаглавленная “Возвращение кассационного протеста”, как дополнение в Кодекс была принята Национальным Собранием РА Законом от 7 июля 2006г. ЗР-152-Н. Положения указанной статьи были изменены принятыми 21 февраля 2007 года, 28 ноября 2007 года и 26 декабря 2008 года Национальным Собранием РА соответственно Законами ЗР-93-Н, ЗР-270-Н, ЗР-237-Н.

i

 Конституционный Суд своим Постановлением от 11 апреля 2007г. ПКС-691, рассмотрев вопрос конституционности статьи 414.1 Кодекса (в редакции от 7 июля 2006г.), признал недействительной и противоречащей требованиям статей 3, 6 (части 1 и 2), 18 (часть 1), 19 (часть 1) Конституции Республики Армения часть 2 указанной статьи в плане непредусмотрения обязательного условия мотивировки решения о возвращении кассационного протеста, следовательно, также необеспечения правовых гарантий эффективности, достаточной доступности правосудия.

 По статье 72 Закона РА “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РА”, принятого Национальным Собранием 28.11.2007г., в результате указанного Постановления Конституционного Суда статья 414.1 Кодекса была дополнена частью 2.1, которая устанавливает: “Решение Кассационного Суда о возвращении кассационного протеста с обоснованием отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 первой части статьи 414.2 настоящего Кодекса, должно быть мотивированным”.

 Заявитель оспаривает в Конституционном Суде конституционность части 2.1 статьи 414.1 (с дополнениями от 28 ноября 2007г.)

 

 2. Процессуальная предыстория дела, являющегося предметом рассмотрения, сводится к тому, что С. Асатрян была признана виновной приговором суда первой инстанции общин Аван и Нор Норк от 12.10.2007г. Приговор был опротестован в Апелляционном уголовном Суде РА. Приговором Апелляционного уголовного Суда РА от 18.06.2008г. приговор в отношении С. Асатрян был оставлен без изменений, а апелляционный протест – без удовлетворения. Против указанного приговора 21.11.2008г. заявителем был принесен кассационный протест на основании нарушения материального и процессуального права. Решением Кассационного Суда РА от 15.12.2008г. номер КП-82/08 кассационный протест был возвращен с такой мотивировкой, что нет оснований для заключения, что решение Кассационного Суда относительно поднятых в протесте вопросов может иметь существенное значение для единообразного применения закона, и что Апелляционным Судом была допущена явная судебная ошибка, которая может вызвать или вызвала тяжкие последствия, а также пересматриваемый судебный акт явно противоречит ранее принятым решениям Кассационного Суда.

 

 3. Заявитель поднимает вопрос конституционности оспариваемого положения по двум основным аспектам. Во-первых, указанное положение, несмотря на правовые позиции, выраженные в Постановлении Конститу-ционного Суда от 9 апреля 2007г. ПКС-690, разрешает возвращение кассационного протеста с обоснованием отсутствия основания, предусмот-ренного пунктом 1 части 1 статьи 414.2 Кодекса, без мотивировки, что “уже противоречит Постановлениям Конституционного Суда ПКС-690 и ПКС-691, статьям 18 (часть 1) и 19 (часть 1), а также частям 1 и 2 статьи 6 Конституции, в том числе в сопоставлении с частью 2 статьи 9 Закона РА “О правовых актах”, и тем самым – статье 3 Конституции”.

 Во-вторых, противоречивая правоприменительная практика Касса-ционного Суда, сформировавшаяся в связи с исполнением требования о мотивировке решений о возвращении кассационного протеста, является результатом правовой неопределенности оспариваемого положения, что проявляется в том, что оспариваемое положение Кодекса не установило критериев мотивированности решения Кассационного Суда. Согласно заявителю, в качестве критериев мотивированности решения Кассационного Суда должны выступать такие законодательные требования относительно обязанностей Кассационного Суда, как: а) указание в решении о возвращении кассационного протеста тех материальных и процессуальных норм, на основании нарушения которых был принесен кассационный протест; б) обоснование отсутствия явной судебной ошибки; в) обоснование отсутствия тяжкого последствия; г) обоснование неимения решений Кассационного Суда относительно поднятого в протесте вопроса существенного значения для единообразного применения закона; д) обоснование внешнего (prima facie) непротиворечия пересматриваемого судебного акта ранее принятым решениям Кассационного Суда; е) конкретизация понятий “существенное значение”, “тяжкое последствие” и “ранее принятый судебный акт Кассационного Суда”.

 Заявитель просит признать закрепленное в части 2.1 статьи 414.1 Кодекса положение вместе с данным ему в правоприменительной практике толкованием противоречащим требованиям статей 3, 6, 18 и 19 Конституции РА “…постольку, поскольку указанное положение не обязывает Кассационный Суд в решении о возвращении кассационного протеста мотивировать, почему нет тяжкого последствия или почему решение Кассационного Суда относительно поднятого в протесте вопроса не может иметь существенного значения для единообразного применения закона, или почему пересматриваемый судебный акт на первый взгляд (prima facie) не противоречит ранее принятым решениям Кассационного Суда, а также постольку, поскольку оспариваемое положение не устанавливает требования возвращения кассационного протеста мотивированным решением с обоснованием отсутствия предусмотренного пунктом 1 первой части статьи 414.2 основания”, и недействительным.

 

 4. По утверждению ответчика, в результате внесенных в уголовно-процессуальное законодательство РА изменений и дополнений обязательное условие мотивировки решения Кассационного Суда о возвращении кассационного протеста полноценно гарантировано. Сторона-ответчик указывает на дополнение по статье 72 Закона РА “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РА” от 28 ноября 2007г. статьи 414.1 Кодекса частью 2.1, которая устанавливает: “Решение Кассационного Суда о возвращении кассационного протеста с обоснованием отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 первой части статьи 414.2 настоящего Кодекса, должно быть мотивированным”.

 В то же время сторона-ответчик, учитывая то обстоятельство, что Конституционный Суд РА, обращаясь к вопросу конституционности части 2 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РА, Постановлением ПКС-765 признал противоречащей Конституции РА и недействительной часть 2 оспариваемой статьи в части словосочетания “за исключением случаев возвращения кассационного протеста с обоснованием отсутствия подпункта 1 пункта 1 статьи 234 настоящего Кодекса”, находит, что упомянутое Постановление в равной степени распространяется на аналогичные отношения, установленные уголовно-процессуальным законо-дательством.

 Сторона-ответчик делает вывод, что “закрепленное частью 2.1 статьи 414.1 Уголовно-процессуального кодекса РА положение о том, что решение о возвращении кассационного протеста должно быть мотивированным, не вызывает вопроса о конституционности, обосновывая это следующим: а) законодатель, регулируя правоотношения в связи с принятием решений относительно кассационного протеста, руководствовался необходимостью законодательного обеспечения конституционно-правового статуса Кассационного Суда и гарантирования реализации его дискреционных полномочий; б) законодатель четко установил условие – мотивированность решения, при котором Кассационный Суд может вынести только решение о возвращении кассационного протеста; в) из содержания оспариваемого положения следует, что мотивированное решение обязывает Кассационный Суд, в соответствии с его функциональным статусом, обеспечить правомерное осуществление дискреционного полномочия принятия решения о возвращении кассационного протеста”.

 

 5. Конституционный Суд констатирует, что равноценное оспариваемому положению Кодекса и одинаковое по содержанию положение было закреплено также в части 2 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РА. Как в оспариваемом положении, так и в указанном положении Гражданского процессуального кодекса РА законодатель не распространял требование мотивировки решения Кассационного Суда о возвращении кассационного протеста на те решения, в которых основанием возвращения кассационного протеста было то, что решение Кассационного Суда относительно поднятых в протесте вопросов не может иметь существенного значения для единообразного применения закона.

i

Конституционный Суд РА своим Постановлением от 8 октября 2008г. ПКС-765, рассмотрев вопрос о конституционности части 2 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РА, признал ее противоречащей требованиям статей 18 и 19 Конституции Республики Армения в части словосочетания “за исключением случаев возвращения кассационного протеста с обоснованием отсутствия подпункта 1 пункта 1 статьи 234 настоящего Кодекса” и недействительной.

В мотивировочной части указанного Постановления Конституционный Суд, в частности, выразил следующие правовые позиции: “В своем Постановлении ПКС-690 Конституционный Суд связывает обязательное требование мотивировки не с тем или иным конкретным основанием принятия кассационного протеста, а исключительно со всеми основаниями. Подобное требование не самоцель, его цель – обеспечить при возвращении кассационного протеста правомерное и законное осуществление дискреционного полномочия суда, а также обеспечение доверия лица в отношении судебного акта.

Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд находит, что при наличии подобного Постановления Конституционного Суда Национальное Собрание РА не наделено ставить одно из оснований возвращения кассационного протеста в “привилегированное” положение по своему усмотрению и не может устанавливать, что ссылка на это основание “самодовлеющая” и нет необходимости обосновывать его наличие. Следовательно, независимо от того, какие основания принятия кассационного протеста установит законодатель, все они и каждое из них подлежат мотивировке”.

Конституционный Суд РА находит, что дополнение статьи 414.1 Уголовно-процессуального кодекса РА частью 2.1, в которой лишь предусматривает, что решение Кассационного Суда о возвращении кассационного протеста с обоснованием отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 первой части статьи 414.2 Кодекса, должно быть мотивированным, не обеспечило полного исполнения Постановления Конституционного Суда ПКС-691, на практике делая исключение в связи с мотивировкой решения Кассационного Суда о возвращении кассационного протеста с обоснованием отсутствия основания, предусмотренного пунктом 1 первой части статьи 414.2 Кодекса.

Учитывая равноценность содержания положения, закрепленного в части 2 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РА, и содержания оспариваемого положения Уголовно-процессуального кодекса РА, Конституционный Суд опирается на свои правовые позиции, выраженные относительно вопроса конституционности части 2 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РА в Постановлении Конститу-ционного Суда от 08.10.2008г. ПКС-765, и находит, что выраженные в этом Постановлении правовые позиции в равной степени относятся также к оспариваемой статье Уголовно-процессуального кодекса РА.

 

6. Что касается обстоятельства аргументирования стороной-заявителем неконституционности оспариваемого положения на основании имеющейся в нем неопределенности, то Конституционный Суд находит, что в оспариваемом положении нет никакой неопределенности.

Конституционный Суд, заново переутверждая правовые позиции, закрепленные в своем Постановлении от 25 ноября 2008г. ПКС-780, констатирует, что употребляемые в законах отдельные понятия не могут быть самодовлеющими. Их содержание, круг характерных признаков уточняются не только в результате законотворческой деятельности, но и в судебной практике. В данном случае речь идет о раскрытии содержания понятий “существенное значение”, “тяжкое последствие” и “ранее принятый судебный акт Кассационного Суда” и характерных им качеств.

i

Кассационный Суд РА, действуя в рамках своей установленной абзацем 2 статьи 92 Конституции РА конституционно-правовой функции – функции обеспечения единообразного применения закона, и при осуществлении этой функции в рамках компетенций содействия развитию права, обязан в решении о принятии кассационного протеста в производство толковать законодательное содержание понятий, являющихся предметом рассмотрения, давая возможность соответствующим субъектам права предвидеть правовые последствия своего поведения. Это обязательство Кассационного Суда подчеркнуто также в пункте 10 Постановления Конституционного Суда ПКС-690.

В то же время Конституционный Суд, переутверждая правовые позиции, выраженные в своем решение ПРКС-21 от 17 марта 2009г., считает необходимым подчеркнуть, что эффективное осуществление судебной защиты прав лица обусловлено также четким и однообразным исполнением процедурных требований, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РА. Выражение “мотивированное” оспариваемого положения в правоприменительной практике должно восприниматься в его дословном значении, учитывая нормативные требования закона, и так, чтобы не изменился правовой смысл этих требований.

Что касается того, что согласно заявителю, в отдельных случаях, в частности в случае заявителя, Кассационный Суд проявляет формальный или дифференцированный подход к закрепленному законом требованию относительно возвращения кассационного протеста, и, по существу, не удовлетворяет это требование, то это вопрос правомерности судебного акта, а не неопределенности закрепляющего данное требование положения и на этом основании – его конституционности.

В то же время Конституционный Суд считает необходимым указать, что Конституционный Суд в годовом сообщении относительно состояния исполнения своих постановлений, принятых за 2007г., подчеркнул, что изучение судебной практики на основании индивидуальных заявлений свидетельствует, что недостаточное обоснование решения о возвращении судами протеста становится причиной того, что граждане не убеждаются в неправомерности их протеста.

 Исходя из результатов рассмотрения дела и руководствуясь пунктом 1 статьи 100, пунктом 6 статьи 101, статьей 102 Конституции Республики Армения, статьями 63, 64 и 69 Закона Республики Армения “О Конституционном Суде”, Конституционный Суд Республики Армения ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать часть 2.1 статьи 414.1 Уголовно-процессуального кодекса РА противоречащей требованиям статей 18 и 19 Конституции Республики Армения в части исключения требования возвращения кассационного протеста мотивированным решением с обоснованием отсутствия основания, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 414.2 Кодекса, и недействительной.

 2. Согласно части второй статьи 102 Конституции Республики Армения настоящее Постановление окончательно и вступает в силу с момента провозглашения.

 

 

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Г.  АРУТЮНЯН    

 

 28 июля 2009 года

 ПКС-818

 

Перевод сделан издательско-переводческим отделом
Конституционного Суда Республики Армения

 


 

 

pin
ՀՀ Սահմանադրական դատարան
27.07.2009
N ПКС-818
Որոշում