Սեղմել Esc փակելու համար:
ПО ДЕЛУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОПРОСА СООТВЕ...
Քարտային տվյալներ

Տեսակ
Գործում է
Ընդունող մարմին
Ընդունման ամսաթիվ
Համար

Ստորագրման ամսաթիվ
ՈՒժի մեջ մտնելու ամսաթիվ
ՈՒժը կորցնելու ամսաթիվ
Ընդունման վայր
Սկզբնաղբյուր

Ժամանակագրական տարբերակ Փոփոխություն կատարող ակտ

Որոնում:
Բովանդակություն

Հղում իրավական ակտի ընտրված դրույթին X
irtek_logo
 

ПО ДЕЛУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОПРОСА СООТВЕТСТВИЯ СТАТЕЙ ...

 

 

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

 

Г. Ереван 3 июня 2011  г.

 

ПО ДЕЛУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОПРОСА СООТВЕТСТВИЯ СТАТЕЙ 1 И 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ “О ВЕТЕРАНАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ”, ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА НОМЕР 207-Н КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ НА ОСНОВАНИИ ОБРАЩЕНИЯ ЗАЩИТНИКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

 

Конституционный Суд Республики Армения в составе Г. Арутюняна (председательствующий), К. Балаяна, Ф. Тохяна, М. Топузяна, А. Хачатряна, В. Оганесяна, Г. Назаряна (докладчик), А. Петросян, В. Погосяна,

с участием:

представителя заявителя А. Машиняна,

привлеченного в качестве стороны-ответчика по делу официального представителя Национального Собрания РА-советника Председателя Национального Собрания РА Д. Мелконяна,

согласно пункту 1 статьи 100, пункту 8 части 1 статьи 101 Конституции Республики Армения, статьям 25, 38 и 68 Закона РА “О Конституционном Суде”,

 рассмотрел в открытом заседании по письменной процедуре дело “Об определении вопроса соответствия статей 1 и 4 Закона Республики Армения “О ветеранах Великой Отечественной войны”, Постановления Правительства Республики Армения от 5 февраля 2004 года номер 207-Н Конституции Республики Армения на основании обращения Защитника прав человека Республики Армения”.

Поводом к рассмотрению дела явилось зарегистрированное в Конституционном Суде РА 13.01.2011 г. обращение Защитника прав человека РА.

Изучив письменное сообщение докладчика по делу, письменные объяснения стороны-заявителя и стороны-ответчика, исследовав Закон РА “О ветеранах Великой Отечественной войны”, Постановление Правительства РА от 5 февраля 2004 года номер 207-Н, иные акты законодательства РА и имеющиеся в деле другие документы, Конституционный Суд Республики Армения УСТАНОВИЛ:

 

1. Закон РА “О ветеранах Великой Отечественной войны” принят Наци-ональным Собранием РА 2 декабря 1998 года, подписан Президентом Республики Армения 30 декабря 1998 года и вступил в силу с 1 января 1999 года.

Оспариваемые по настоящему делу статьи 1 и 4 Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны” соответственно устанавливают:

“Статья 1. Понятие “ветераны Великой Отечественной войны”

 По настоящему Закону Ветеранами Великой Отечественной войны (далее-ветераны) являются граждане Республики Армения и постоянно проживающие в Республике Армения лица, которые участвовали в Великой Отечественной войне, а также участники блокады Ленинграда в годы войны и бывшие несовершеннолетние пленники фашистских концентрационных лагерей. Статус временно проживающих или пребывающих в Республике Армения иностранных граждан и лиц без гражданства, принимавших участие в Великой Отечественной войне, устанавливается международными договорами Республики Армения.

 Статья 4. Право ветеранов на социальную защиту

Социальная защита ветеранов осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом и иными правовыми актами.

Ветераны имеют право на получение бесплатной медицинской помощи и медицинского обслуживания в рамках государственного заказа, а также на получение на льготных условиях путевок на санаторное лечение в порядке, установленном законом для военнослужащих.

 Ветеранам в целях пользования электроэнергией и транспортом, а ветеранам-инвалидам также для оплаты за газ, водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение выдается ежемесячная денежная помощь в порядке и размере, установленных Правительством Республики Армения.

 Ветераны-инвалиды также имеют право:

 а) (пункт “а” утратил силу по Закону от 29.11.06 ЗР-224-Н);

 б) на 50-процентную скидку на оплату за квартиру, мусороудаление, телефон и радио;

 в) на бесплатное протезирование и получение реабилитационных изделий в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

 Ветеран получает ежемесячную поощрительную выплату в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

 Сумма поощрительной денежней выплаты не подлежит налогообложению и не засчитывается при определении степени социальной нуждаемости ветеранов или их семей.

 Расходы на осуществление установленных настоящей статьей льгот финансируются за счет средств Государственного бюджета Республики Армения, а также за счет иных, не запрещенных законодательством Республики Армения средств”.

 

 Постановление Правительства Республики Армения номер 207-Н принято 5 февраля 2004 года, ратифицировано Президентом Республики Армения 2 марта 2004 года. Это Постановление устанавливает порядок назначения и выплаты денежной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, приравненным к ним лицам и семьям погибших.

 Постановлением Правительства РА от 5 мая 2011 года номер 672-Н Постановление 207-Н признано утратившим силу. Одновременно, Правительство РА принятым 5 мая 2011 года Постановлением номер 668-Н “Об установлении размеров выдаваемой военнослужащим и членам их семей ежемесячной денежной помощи по категориям лиц, имеющих право на получение денежной помощи, порядка назначения и выплаты денежной помощи” заново урегулировало отношения в связи с порядком назначения и выплаты денежной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, приравненным к ним лицам и семьям погибших, включив в перечень лиц, имеющих право на получение такой помощи, также лиц иных категорий, предусмотренных заключенным в рамках СНГ Соглашением “О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих”.

 

 2. Сторона-заявитель, предоставляя аргументы относительно конституционности оспариваемых положений, находит, что согласно части 2 статьи 43 Конституции РА ограничения основных прав и свобод человека и гражданина не могут превышать пределы, установленные международными обязательствами Республики Армения. Действие ратифицированного Республикой Армения Соглашения СНГ 1994 года “О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих” распространяется на участников и инвалидов гражданской и Великой Отечественной войн, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и на те категории лиц, которым согласно Приложению 1 к указанному Соглашению предоставлены льготы законодательством бывшего СССР. Таким образом, как заключает сторона-заявитель, льготы, установленные Законом РА “О ветеранах Великой Отечественной войны” и иными правовыми актами, не должны быть меньше объема льгот и гарантий, установленных Приложением 2 к указанному Соглашению.

 Одновременно, согласно стороне-заявителю, из системного анализа вышеупомянутого Соглашения следует, что для обеспечения применения большей части установленных льгот требуется принятие на внутригосударственном уровне соответствующего правового акта с предусмотрением порядка применения льготы. Кроме того, Приложением 2 к Соглашению установлен ряд льгот, которые вообще не нашли места в законодательстве РА либо в нарушение принципа равноправия для отдельных социальных групп были установлены частично, противореча требованиям Соглашения. Согласно стороне-заявителю, нормативные положения, устанавливающие соответствующие льготы, противоречат международным обязательствам, принятым Республикой Армения, также с точки зрения соответствия содержания льгот.

 Сторона-заявитель считает также, что в сфере применения Соглашения есть также множество законодательных пробелов и противоречий, в частности, лица многих категорий, перечисленные в Приложении 1 к Соглашению СНГ 1994 года, в том числе указанные в пункте 2.3 Приложения 1 к Соглашению СНГ 1994 года, не были включены в статью 1 Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны”, а также в перечень лиц, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны Постановлением Правительства РА от 5 февраля 2004 года номер 207-Н. В то же время указанные лица в правоприменительной практике рассматриваются как лица, приравненные к ветеранам или ветеранам-инвалидам войны, и пользуются льготами, установленными законодательством РА для последних (за исключением ежемесячной поощрительной выплаты, которая законом предусмотрена только для лиц, участвовавших в Великой Отечественной войне).

 

 3. Согласно позиции привлеченного в качестве стороны-ответчика Национального Собрания РА, правовое регулирование в статье 4 Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны” не может противоречить принципу равенства всех перед законом, закрепленному в статье 14.1 Конституции РА, так как “конституционный принцип равенства всех перед законом необходимо рассматривать не только как чисто формальное равенство, а как конституционный критерий оценки законодательного регулирования прав и свобод, и в этом аспекте не надо исключать возможность различных проявлений применения этого принципа, когда утверждение формального равенства может привести к материальному неравенству. В частности, в случае формального равенства экономических и социальных прав и свобод субъекты определенных категорий могут оказаться в неравном положении… Нарушением принципа равноправия считалось бы, если бы лицо, имеющее тот же статус, на каком-либо основании, указанном в части 2 статьи 14.1 Конституции РА, лишилось бы льготы или привилегии. Между тем закон без каких-либо исключений устанавливает равные льготы и привилегии для лиц одной и той же категории”.

 Согласно стороне-ответчику-Национальному Собранию РА, оспариваемое положение вышеупомянутого Закона не противоречит также закрепленному статьей 37 Конституции РА праву каждого на социальное обеспечение по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, безработице и в иных предусмотренных законом случаях, так как “в данном случае законом установлены льготы и привилегии для определенной категории лиц. Причем способы и механизмы осуществления права на социальное обеспечение лиц указанной в законе категории предусмотрены иными законами…”. Согласно позиции Национального Собрания РА, оспариваемые положения Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны” не могут противоречить части 2 статьи 43 Конституции РА, так как в случае оспариваемого положения Закона нельзя говорить о допустимых или недопустимых пределах ограничения прав, так как в данном случае имеется не гарантированное право и его ограничение, которое должно соответствовать международно установленным пределам ограничения, а имеется установленная законом для определенной категории лиц льгота.

 Согласно позиции привлеченного в качестве стороны-ответчика Правительства РА, оспариваемые положения Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны” и Постановления Правительства РА от 5 февраля 2004 года номер 207-Н не противоречат статьям 14.1, 37, 40 и части 2 статьи 43 Конституции РА, так как “соответствующим Постановлением Правительства РА установлены определенные льготы в равной мере для всех тех, кто имеет статус ветеранов-инвалидов и приравненных к ним лиц”, и что статья 37 Конституции РА нашла свое полное отражение в вышеупомянутых правовых актах. Относительно несоответствия оспариваемых положений части 2 статьи 43 Конституции РА Правительство РА считает, что этими правовыми актами не устанавливаются ограничения, а предоставляются льготы определенной категории лиц, и таковые не могут рассматриваться как ограничения основных прав и свобод.

 

4. В рамках рассмотрения настоящего дела Конституционный Суд считает необходимым при оценке конституционности положений оспариваемых нормативных актов принять за основание:

- содержание конституционного правового регулирования юридической силы международных договоров РА и применимости закрепленных в них норм;

- конституционный принцип необходимости гарантирования иных прав и свобод человека и гражданина, установленных международными договорами и законами;

- требование статьи 83.5 Конституции РА относительно установления исключительно законом условий и порядка осуществления и защиты прав лиц (в том числе льгот);

- требование статьи 60 Закона РА “О Конституционном Суде” относительно правовых последствий отмены или утраты силы оспариваемого правового акта или его положения до судебного рассмотрения дела в Конституционном Суде или в ходе него.

В рамках предмета рассмотрения по настоящему делу международное правовое регулирование отношений в связи с социальной защитой ветеранов осуществляется заключенным в рамках СНГ 15 апреля 1994 года Соглашением “О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих”, вступившим в силу для Республики Армения с 26 февраля 1996 года. Сопоставительный анализ этого Соглашения, Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны” и призванного обеспечить их исполнение оспариваемого по настоящему делу Постановления Правительства РА от 5 февраля 2004 года номер 207-Н, а также иных актов законодательства РА в области социального обеспечения свидетельствует, что, в частности, предусмотренные пунктом 2.3 Приложения 1 к упомянутому Соглашению лица, для которых согласно вышеуказанному международному соглашению (статья 2) должны были быть предусмотрены льготы, выбыли за рамки такого правового регулирования. Законодательство РА также частично обратилось ко всему объему льгот, предусмотренных вышеупомянутым Соглашением.

 

5. Согласно части 4 статьи 6 Конституции РА международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Армения. Если в ратифицированном международном договоре устанавливаются иные нормы, чем предусмотренные законом, то применяются эти нормы.

Из содержания этой конституционно-правовой нормы следует, что международные договоры РА-это нормативные правовые акты, которые являются составной частью правовой системы РА, то есть содержат обязательные правила поведения для субъектов соответствующей области правового регулирования, имеют более высокую юридическую силу, чем законы и иные правовые акты РА, подлежат обязательному исполнению всеми государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами РА на всей территории РА.

Конституционный принцип верховенства международных договоров РА над законами закреплен во многих актах действующего законодательства РА, в том числе также в статье 3 Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны”, которая непосредственно устанавливает, что “если международными договорами РА установлены иные нормы, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров”.

Согласно пункту 1 статьи 83.5 Конституции РА исключительно законами РА устанавливаются условия и порядок осуществления и защиты прав лиц. Конституционный Суд находит, что из содержания этого нормативного положения не только следует конституционно-правовое требование регулирования отношений в связи с реализацией и защитой прав лиц особенно законом, но и требование полноценного и, в первую очередь, соответствующего принципам права регулирования этих отношений.

Согласно статье 42 Конституции РА основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией, не исключают иные права и свободы, установленные законами и международными договорами. Согласно статье 44 Конституции РА упомянутое правовое регулирование не подлежит ограничению. Конституционный Суд находит, что пользование такими правами и свободами (в том числе льготами) также является правом лица, подлежащим гарантированию и защите внутригосударственным законодательством. Одновременно законом и иными правовыми актами не могут исключаться предусмотренные каким-либо международным договором права и свободы (в том числе льготы) или таковые ограничиваться.

Одновременно с необходимостью раскрытия конституционно-правового содержания вышеупомянутых норм Конституции РА и обеспечения их единого восприятия в правоприменительной практике Конституционный Суд придает важность также принципиальному требованию части 1 статьи 6 Конституции РА относительно непосредственного действия норм Конституции и необходимости его безоговорочного исполнения.

 

6. Обращаясь к вопросу конституционности оспариваемых положений Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны”, Конституционный Суд констатирует, что задача законодателя-предусмотреть законом в рамках принятых Республикой Армения международных обязательств необходимые правовые регулирования для обеспечения выполнения этих обязательств в соответствии с принципами и нормами международного права, следовательно, и с принципом, закрепленным в статье 9 Конституции РА, которые не только будут направлены на утверждение добрососедских и взаимовыгодных отношений с государствами, но также будут иметь цель гарантированной защиты прав лиц. Конституционный Суд считает, что неполноценная реализация положений заключенного 15 апреля 1994 года в рамках СНГ Соглашения “О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих” обусловлена не проблемой конституционности оспариваемых положений вышеупомянутого закона, а игнорированием в правоприменительной практике нормативного требования статьи 3 того же Закона.

i

Конституционный Суд РА в своем Постановлении ПКС-668 (пункт 5) констатировал, что Закон РА “О ветеранах Великой Отечественной войны”, устанавливая понятие “ветераны Великой Отечественной войны”, не обратился к лицам, указанным в пункте 2.3 Приложения 1 к Соглашению, и что при толковании в правоприменительной практике понятия “ветераны войны”, безоговорочно надо принимать за основание также положения пункта 2.3 Приложения 1 к Соглашению. Конституционный Суд констатирует, что, как свидетельствует правоприменительная практика, упомянутое требование Постановления ПКС-668 не реализовано. Одновременно Конституционный Суд считает, что в правоприменительной практике нормативное требование статьи 3 упомянутого Закона должно учитываться не только касательно понятия “ветераны войны”, но и касательно применения в полном объеме льгот, предусмотренных для лиц Соглашением. Обращаясь к выраженной стороной-ответчиком (Правительство РА)позиции, согласно которой “нет необходимости вновь учитывать правовые позиции Конституционного Суда РА, выраженные в пункте 5 Постановления от 28.11.2006 г. ПКС-668”, Конституционный Суд констатирует, что, переутверждая правовые позиции, выраженные в Постановлении ПКС-943, правоприменительная практика обязана учитывать выраженные Конституционным Судом правовые позиции относительно конституционно-правового содержания правовых актов (их отдельных положений). Конституционный Суд находит, что формирование иной практики будет противоречить закрепленным Конституцией РА фундаментальным принципам конституционного строя.

 

7. Согласно части 2 статьи 85 Конституции РА Правительство РА принимает постановления в целях обеспечения исполнения также международных договоров и законов на всей территории Республики Армения.

Конституционной обязанностью Правительства РА является установление своим Постановлением порядка и условий исполнения положений заключенного 15 апреля 1994 года в рамках СНГ Соглашения “О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих”, а также Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны” в таком объеме и содержании, какой непосредственно следует из этих актов и предоставленных ему Конституцией и законами полномочий, учитывая также позиции Конституционного Суда, выраженные в пункте 5 Постановления ПКС-668.

Сопоставительный анализ положений вышеупомянутых Соглашения и Закона, а также положений иных актов законодательства, регулирующих отношения в связи с социальным обеспечением ветеранов Великой Отечественной войны, свидетельствует, что Постановлением от 5 февраля 2004 года номер 207-Н Правительство РА не предусмотрело полноценные условия для обеспечения полной реализации льгот и гарантий, установленных для ветеранов Великой Отечественной войны, приравненных к ним лиц, семей погибших военнослужащих международными договорами РА и Законом РА “О ветеранах Великой Отечественной войны”. Правительство РА не обратилось также к обеспечению исполнения Постановления Конституционного Суда РА ПКС-668. В частности, за рамками правового регулирования упомянутого Постановления Правительства РА осталось определенное число лиц, считающихся международным соглашением РА ветеранами войны (пункт 2.3 Приложения 1 к упомянутому Соглашению), которые раньше пользовались льготами, предусмотренными для инвалидов войны. Признанием Постановлением Правительства РА от 05.02.2004 г. номер 207-Н прежних постановлений утратившими силу и непредусмотрением для упомянутых лиц денежной компенсации имело место блокирование их права, предусмотренного международными обязательствами РА. Причем судебная практика РА также аргументировала, что требование граждан о признании ветеранами войны получило конкретное решение в заключенном 15 апреля 1994 года в рамках СНГ Соглашении “О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих”, однако, основываясь на являющееся предметом спора по настоящему делу Постановление Правительства РА, не было удовлетворено исковое заявление граждан по вопросу сохранения их льгот или предоставления денежной компенсации.

Конституционный Суд РА находит обоснованной позицию стороны-заявителя относительно конституционности Постановления Правительства РА от 5 февраля 2004 года номер 207-Н, считая, что, руководствуясь статьями 6 (части 1 и 4), 42 (часть 1), 44, 85 (часть 2) Конституции РА, а также требованиями статьи 4 Закона РА “О ветеранах Великой Отечественной войны”, Правительство РА обязано было своим Постановлением обеспечить действие социально-экономических льгот ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц или их денежную компенсацию также для той категории лиц, которая предусмотрена в пункте 2.3 Приложения 1 к упомянутому Соглашению.

Одновременно Конституционный Суд принимает к сведению то обстоятельство, что Правительство РА своим Постановлением от 5 мая 2011 года номер 672-Н признало утратившим силу оспариваемое по настоящему делу Постановление номер 207-Н. Своим Постановлением от 5 мая 2011 года номер 668-Н “Об установлении размеров выдаваемой военнослужащим и членам их семей ежемесячной денежной помощи по категориям лиц, имеющих право на получение денежной помощи, порядка назначения и выплаты денежной помощи” Правительство РА заново урегулировало возникшие после 1 января 2011 года отношения в связи с порядком назначения и выплаты денежной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, приравненным к ним лицам и семьям погибших. В перечень лиц, имеющих право на получение подобной помощи, включены также лица, предусмотренные заключенным в рамках СНГ Соглашением “О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих”.

Исходя из результатов рассмотрения дела и руководствуясь пунктом 1 статьи 100, статьей 102 Конституции Республики Армения, пунктом 2 статьи 60, статьями 63, 64 и 68 Закона Республики Армения “О Конституционном Суде”, Конституционный Суд Республики Армения ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Статьи 1 и 4 Закона Республики Армения “О ветеранах Великой Отечественной войны” соответствуют Конституции Республики Армения.

2. Постановление Правительства РА от 5 февраля 2004 года номер 207-Н признать противоречащим статье 3 (часть 2), статье 85 (часть 2), статье 43 (часть 2) Конституции Республики Армения в части непредусмотрения порядка реализации и блокирования прав лиц, указанных в пункте 2.3 Приложения 1 к Соглашению “О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих”, заключенному 15 апреля 1994 года в рамках СНГ и вступившему в силу для Республики Армения 26 февраля 1996 года, учитывая правовые позиции, выраженные в пунктах 6 и 7 мотивировочной части настоящего Постановления, и принимая к сведению Постановление Правительства РА от 5 мая 2011 года номер 668-Н.

3. Согласно части второй статьи 102 Конституции Республики Армения настоящее Постановление окончательно и вступает в силу с момента оглашения.

 

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Г. АРУТЮНЯН

 

 3 июня 2011 года

 ПКС-966

 

pin
ՀՀ Սահմանադրական դատարան
03.06.2011
N ПКС-966
Որոշում